Логотип Alpha
Счастье в психологии имеет два значения. Во-первых, счастье — это общий термин для нескольких теорий благополучия. Эти теории охватывают внутренне полезный и ценный опыт, позитивные убеждения о себе и мире или положительное психологическое функционирование. Во-вторых, большинство теоретиков психологии эмоций считают счастье базовой эмоцией. Эта глава была посвящена счастью как благополучию.

Счастье

Синонимы

Процветание; Удовлетворенность жизнью; Благополучие

Определение

Счастье в психологии имеет два значения. Во-первых, счастье — это общий термин для нескольких теорий благополучия. Эти теории охватывают внутренне полезный и ценный опыт, позитивные убеждения о себе и мире или положительное психологическое функционирование. Во-вторых, большинство теоретиков психологии эмоций считают счастье базовой эмоцией. Эта глава была посвящена счастью как благополучию.

Введение

Психологические теории счастья основаны на таких философских концепциях, как гедония, эвдемония и смысл жизни, а также на философских традициях утилитаризма или моральной философии (Tatarkiewicz, 1976). 

Ученые в области психологии пытались перевести эти философские концепции в эмпирические измеримые конструкции (например, Waterman et al. 2010). 

Ради научной точности рекомендуется ссылаться на конкретную теорию при использовании термина «счастье» в литературе, поскольку представления о счастье существенно различаются. 

Например, для одних авторов счастье — это то, что люди испытывают (Diener, 2000; Канеман, 1999), тогда как для других счастье — это то, что люди делают и чего достигают (Waterman et al., 2010).

Счастье как психологический конструкт

Является ли счастье научным термином?

Большинство авторов используют понятие «счастье» как обоснованный психологический термин в литературе по благополучию (например, Czapiński and Peeters, 1991; Diener, 2000; Kahneman, 1999), в то время как другие считают понятие «счастье» слишком громоздким для психологического термина (Seligman et al., 2005). Однако термин «счастье» все чаще встречается в психологической литературе, особенно после появления позитивной психологии (Seligman et al., 2005). 

Счастье — это многосторонний (плюралистический) термин, потому что он определяется по-разному в зависимости от контекста, в котором он используется, и типа профессиональной группы, которая вводит его в свою терминологию (например, психологи, педагоги или социологи).

Категоризация теорий счастья

Теории счастья можно разделить на гедонистические с упором на непосредственный субъективный опыт (например, Канеман, 1999), эвдемонические (стремление к счастью) с упором на стремление к личному совершенству (Уотерман и др., 2010) или смешанные (см. Таблицу 1). Некоторые теории предоставляют обширные списки существенных компонентов счастья, которые относительно независимы друг от друга (Ryff 2013), тогда как другие предлагают конкретные рабочие механизмы, в которых взаимодействуют перечисленные компоненты счастья (Kim-Prieto et al. 2005; Czapiński and Peeters 1991).

Еще одно различие существует между теориями, которые подчеркивают субъективную (с субъективной оценкой, счастлив он или нет) (например, Diener 2000) или объективную (с субъективными когнитивными предубеждениями в своих суждениях) (Kahneman 1999) точку зрения на измерение счастья. 

Учитывая это разнообразие точек зрения, теории счастья похожи друг на друга с точки зрения семейного сходства (Витгенштейн), т. е. они связаны рядом перекрывающихся конструкций (каждая теория имеет по крайней мере один общий компонент с какой-либо другой теорией), а не одним общим признаком (см. см. Таблицу 1).

Альфасила.jpg

Ингредиенты счастья

В литературе существует несколько теорий счастья, которые пытаются определить основные психологические элементы, из которых состоит счастье. 

Наиболее известные теории включают: 

  • субъективное благополучие (Diener 2000), 

  • объективное счастье (Kahneman 1999), 

  • психологическое благополучие (Ryff 2013), 

  • эвдемоническое благополучие (Waterman et al. 2010), 

  • подлинное счастье/благополучие. (Seligman et al. 2005), 

  • социально-психологическое процветание/процветание (Diener et al. 2010) 

  • луковичная теория счастья (Czapiński and Peeters 1991). 

Теория субъективного благополучия утверждает, что счастливый человек испытывает обилие положительных чувств и мало отрицательных — баланс, который служит основанием для оценки жизни как очень удовлетворительной (Diener et al., 2010; Kim-Prieto et al. 2005). 

Теория объективного счастья утверждает, что широкие когнитивные оценки благополучия («Счастливый ли я человек?») обычно предвзяты; таким образом, только качество непосредственного опыта (с точки зрения хорошего и плохого как индикатора полезности) является действительным показателем благополучия (Kahneman 1999). 

Теория психологического благополучия утверждает, что счастливый человек характеризуется несколькими положительными психологическими характеристиками, такими как автономия, владение окружающей средой или личностный рост (Ryff 2013). 

Теория эвдемонического благополучия утверждает, что счастливый человек, прежде всего, интенсивно занимается самоисследованием, самовыражением и развитием своего потенциала с положительными эмоциями как дополнительным следствием или побочным продуктом этих занятий (Waterman et al. др. 2010). 

Социально-психологическая теория благополучия перечисляет элементы позитивного функционирования в различных областях, которые составляют основу очень счастливой жизни (процветания), например, наличие позитивных отношений, содействие счастью других или участие в повседневной деятельности (Diener et al. 2010). 

Теории счастья, предложенные Селигманом (Seligman et al., 2005) (аутентичная теория счастья, развившаяся в теорию благополучия), выделяют компоненты («пути к счастью»), составляющие полноценную жизнь: удовольствие и положительные эмоции (приятная жизнь), вовлеченность или поток (хорошая жизнь) и смысл (осмысленная жизнь). 

В свои дальнейшие работы Селигман включил компоненты достижений (как стремление к ним, а не как их фактическое достижение) и социальных отношений. 

Счастье описывается трехслойной структурой в теории луковицы с положительным аттрактором (волей к жизни) в качестве ядра, средним слоем общего субъективного благополучия и внешним слоем текущего эффективного опыта и удовлетворения конкретными сферами жизни, которое отражает объективные жизненные события и обстоятельства (Czapiński and Peeters, 1991).

Индивидуальные различия в оценке счастья

Крупномасштабные кросс-культурные исследования показали, что большинство людей считают себя довольно счастливыми (Diener 2000). 

Однако существуют значимые различия в уровне счастья, обусловленные несколькими факторами. 

Исследования установили, что индивидуальные различия отдельных компонентов счастья в основном являются результатом: 

  1. генетических влияний, поддерживающих уровень благополучия, характерный для конкретного человека (т. е. установка счастья), 

  2. преднамеренной деятельности (например, как человек регулирует свои положительные эмоции) и, в меньшей степени, 

  3. жизненных событий (например, брак) и обстоятельств (например, доход) (Любомирский и др., 2005). 

Жизненные события могут вызывать положительные и отрицательные временные (рождение ребенка или вдовство соответственно) или длительные изменения в благополучии (брак или инвалидность) (Anusic et al., 2014).

Личность является основным фактором, определяющим благополучие, благодаря ее постоянному взаимодействию с несколькими аспектами человеческого функционирования, такими как жизненные события и обстоятельства, эмоциональный опыт и их когнитивная обработка (Kim-Prieto et al., 2005). 

Несколько личностных черт связаны со счастьем, например, экстраверты испытывают большее удовлетворение жизнью, тогда как люди с высоким уровнем невротизма испытывают меньшее удовлетворение жизнью (Costa and McCrae, 1980). 

Черты личности, связанные со счастьем, со временем развиваются, например, люди становятся более экстравертными и эмоционально стабильными (Roberts et al., 2006). 

Примечательно, что влияние личности на счастье можно изменить с помощью преднамеренных поведенческих усилий. 

Например, когда менее экстравертированные люди намеренно пытаются инициировать поведение, типичное для экстравертов, они временно улучшают свое самочувствие (McNiel and Fleeson, 2006). 

Различные аспекты счастья (т. е. удовлетворенность жизнью или положительные эмоции) могут быть успешно улучшены намеренно с помощью интервенций счастья или позитивных психологических вмешательств (Bolier et al. 2013; Seligman et al. 2005). 

Эти вмешательства вдохновлены методами когнитивной терапии и увеличивают счастье с помощью упражнений, которые усиливают положительные эмоции (например, благодарность), познание (например, оптимизм) или поведение (например, добрые поступки).

Заключение

Счастье — это психологический термин с растущей популярностью, который объединяет теории, касающиеся сущности человеческого благополучия. Существует несколько теорий счастья, которые охватывают широкий спектр опыта и функционирования. 

Эти теории использовались для объяснения того, почему одни люди счастливее других, а также для разработки мер, направленных на увеличение счастья. 

Индивидуальные различия в уровне счастья объясняются главным образом биологическими, личностными и социальными факторами.

Перекрестные ссылки

Характер

Эвдемоническая мотивация

Эйфория

Гедонистическая мотивация

Оптимизм

Личностный рост

Удовольствие

Положительный аффект

Позитивная психология

Религиозность и благополучие

Шкала удовлетворенности жизнью

Ссылки

Anusic, I., Yap, S. C., & Lucas, R. E. (2014). Does personality moderate reaction and adaptation to major life events? Analysis of life satisfaction and affect in an Australian national sample. Journal of Research in Personality, 51, 69–77.

Bolier, L., Haverman, M., Westerhof, G. J., Riper, H., Smit, F., & Bohlmeijer, E. (2013). Positive psychology interventions: A meta-analysis of randomized controlled studies. BMC Public Health, 13, 119.

Costa, P. T., & McCrae, R. R. (1980). Influences of extraversion and neuroticism on subjective well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 38, 668–678.

Czapiński, J., & Peeters, G. (1991). The onion theory of happiness: Basic concepts and cross-cultural test. In N. Bleichrodt & P. J. D. Drenth (Eds.), Contemporary issues in cross-cultural psychology (pp. 196–206). Amsterdam: Swets & Zeitlinger

Diener, E. (2000). Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index. American Psychologist, 55, 34–43.

Diener, E., Wirtz, D., Tov, W., Kim-Prieto, C., Choi, D. W., Oishi, S., & Biswas-Diener, R. (2010). New well-being measures: Short scales to assess flourishing and positive and negative feelings. Social Indicators Research, 97, 143–156.

Kahneman, D. (1999). Objective Happiness. In: D. Kahneman, E. Diener & N. Schwartz (Eds.), Well-being: The foundations of hedonic psychology. New York: Russell Sage Foundation.

Kim-Prieto, C., Diener, E., Tamir, M., Scollon, C., & Diener, M. (2005). Integrating the diverse definitions of happiness: A time-sequential framework of subjective well-being. Journal of Happiness Studies, 6, 261–300.

Lyubomirsky, S., Sheldon, K. M., & Schkade, D. (2005). Pursuing happiness: The architecture of sustainable change. Review of General Psychology, 9(2), 111–131.

McNiel, J. M., & Fleeson, W. (2006). The causal effects of extraversion on positive affect and neuroticism on negative affect: Manipulating state extraversion and state neuroticism in an experimental approach. Journal of Research in Personality, 40, 529–550.

Roberts, B. W., Walton, K. E., & Viechtbauer, W. (2006). Patterns of mean-level change in personality traits across the life course: A meta-analysis of longitudinal studies. Psychological Bulletin, 132, 1–25.

Ryff, C. D. (2013). Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatics, 83, 10–28.

Seligman, M. E., Steen, T. A., Park, N., & Peterson, C. (2005). Positive psychology progress: Empirical validation of interventions. American Psychologist, 60, 410–421.

Tatarkiewicz, W. (1976). Analysis of happiness. The Hague: Martinus Nijhoff.

Waterman, A. S., Schwartz, S. J., Zamboanga, B. L., Ravert, R. D., Williams, M. K., Bede Agocha, V., ..., Brent Donnellan, M. (2010). The questionnaire for Eudaimonic well-being: Psychometric properties, demographic comparisons, and evidence of validity. The Journal of Positive Psychology, 5, 41–61.

Логотип Alpha