
Креативность
Определение
Дать единое стандартное определение креативности сложно, если вообще возможно. Согласно Runco and Jaeger (2012), креативность определяется тем, что она требует как оригинальности, так и эффективности. Оригинальность часто называют новизной — чем-то уникальным, не банальным, обыденным или обычным. Эффективность связана с идеей полезности. Это означает, что генерируемые творческие идеи должны быть полезными, подходящими и/или уместными. Еще одним критерием креативности, о котором быстро упоминают Ранко и Джагер (2012), является творческая способность вызывать удивление.
Для Бэррона (1985) черта «креативность» может рассматриваться как способность создавать что-то новое. С другой стороны, Дитрих (2015) рассматривает креативность как состоящую из (i) «опыта потока», когда человек становится настолько глубоко сосредоточенным на задаче, что все остальное исчезает, включая беспокойство по поводу неудачи и течения времени, (ii) «преднамеренно креативность», когда решение проблемы находится путем тестирования и игнорирования неподходящих решений, и (iii) «спонтанная креативность» посредством чего подсознание приходит к решению без усилий. Csikszentmihalyi (1996, стр. 8), с другой стороны, определил креативность как «процесс, посредством которого изменяется символическая область в культуре» или, другими словами, «творчество — это любое действие, идея или продукт, которые изменяют существующую область, или это превращает существующий домен в новый». Короче говоря, как концепция креативность — это многомерное явление, которое варьируется в зависимости от контекста, внутренних переменных и внешних изменений (Hunter, 2001).
Введение
Психологи проявляют интерес к творчеству со времен Гальтона (1883). Это тема, вызывающая постоянно растущий интерес, учитывая ее важность и применимость буквально во всех областях (Прабху и др., 2008). Это, без сомнения, очень сложная черта, характеризующаяся множеством переменных, которые, как было установлено, связаны между собой.
Помимо попыток определить, что такое «креативность», предпринимались также попытки обозначить его основные формы (Mohamed 2014). Согласно Hennessey and Amabile (2010), особенно хорошо задокументированы две формы творчества. Одна из таких форм называется «конвергентное мышление». Это включает в себя способность решать проблемы в строго специфичной для предметной области манере. Этот тип творческого исполнения предполагает, что участники дадут заданный ответ или придут к определенной цели, и оценивает формирование ассоциаций между двумя разрозненными понятиями. Хеннесси и Амабайл (2010) также утверждали, что конвергентное мышление направлено на сужение возможностей до работоспособного решения. Вторая основная форма творчества называется «дивергентное мышление», которое оценивает способность генерировать множество абстрактных идей или решений проблемы (Guilford, 1957).
Утверждалось, что этот последний тип творческого мышления состоит из спонтанного, свободного мышления, способного генерировать множество различных идей (Mednick, 1962). Недавно успешный сериал, основанный на концепции «расхождения», привлек внимание многих людей.
Взаимосвязь между личностными чертами и творческим потенциалом хорошо задокументирована в литература. Файст (1998, стр. 290), например, точно описал связь между двумя областями личности и творчества, заявив, что: «Дисциплины психологии личности и творчества имеют существенную общность: они обе подчеркивают уникальность индивидуальный.
Сущность творческой личности — уникальность его идей и поведения, тогда как психология личности — это изучение того, что отличает человека от других (т. е. индивидуальных отличий). Обе дисциплины также сосредоточены на постоянстве и стабильности — или их отсутствии — такой уникальности».
Более современная попытка психологов помочь понять и индивидуально измерить «креативность/творческое мышление» была предпринята с помощью МРТ. Однако, согласно Дитриху (2015), все больше признают ограничения этого подхода, отчасти из-за склонности МРТ чрезмерно упрощать неврологические процессы. Например, то, что человек узнал ранее, очень трудно (если не невозможно) измерить просто с помощью МРТ. Все, чему человек научился (или заново научился), само по себе может значительно повлиять на его способность к творчеству.
Определение того, как человек учится лучше всего, требует рассмотрения, учитывая, что любая используемая стратегия / метод может повлиять на настоящую или будущую способность этого человека к творчеству. Люди часто учатся с помощью зрения, слуха, чтения, кинестетических средств или их комбинации.
Уайт (2014) рассказал о кинестетически ориентированной (практической) деятельности, которая фокусируется на инновациях и исследованиях в таких областях, как химия, физика, биология и медицинские науки, а также в таких областях, как гражданское строительство, механика, компьютеры и т. д. электротехника может помочь молодым женщинам, например, увидеть себя в таких профессиональных областях и, в свою очередь, соответствующим образом определить свои цели в высшем образовании. Конечно, творчество не ограничивается искусством, наукой или философией, оно также является частью нашей повседневной жизни (Ранко и Ричардс, 1997).
Знание того, как человек лучше всего учится, и его последующее/потенциальное влияние на способность человека к творчеству — это только часть истории.
Креативность может, например, усиливаться или подавляться социальная среда или культура, в которой живет человек. Возьмем, к примеру, покойного математика Джорджа Буля, основавшего математические теории логики и вероятностей. За свою короткую жизнь в 49 лет Буль написал множество статей на такие темы, как инвариантность, и такие известные работы, как «Законы мысли» (1854 г.).
Говорят, что он процветал как мыслитель, когда ему предоставили возможность преподавать математику в новой школе под названием Королевский колледж (ныне Университетский колледж - в Корке, Ирландия). Родившиеся в 1800-х годах в семье бедного сапожника в семье с одним родителем, он и его отец проявили большие способности и усердие к самостоятельному обучению. Но только что обретенный Джорджем доступ к огромному количеству книг и других ресурсов, когда он стал работать в Королевском колледже, действительно позволил ему стать всемирно известным. Говорят, что если бы не Буль, Альберт Эйнштейн, вероятно, не разработал бы свою теорию относительности. Разработка компьютера, без сомнения, была бы невозможна, если бы не была, по крайней мере, отложена.
Тот факт, что Буль в полной мере воспользовался своим недавно приобретенным университетским положением и неустанно и творчески работал над развитием новых направлений мысли в своей области, говорит о важности возможностей, когда речь идет как об использовании, так и о развитии творческих способностей. Наличие возможностей может позволить человеку осуществлять самоуправление, которое можно определить как независимое мышление и действие. Самостоятельность позволяет человеку выбирать, создавать и исследовать самостоятельно. В целом самоуправление способствует творчеству, свободе мысли, независимости, любопытству, а также самостоятельности в выборе собственных целей (Caramlau and Goodwin, 2008).
В то время как у одних творческих способностей больше, чем у других, такие, к сожалению, часто подавляются, когда у человека нет возможностей или, как сказал бы социолог Макс Вебер, когда у людей нет «жизненных шансов».
(Уиллисон и др., 2005). Современные примеры плохих жизненных шансов могут включать девочек в таких местах, как Афганистан, которым не разрешают посещать школу, или тех, кто живет в бедности, что также может препятствовать способности человека максимально использовать свой творческий потенциал. Короче говоря, наличие или отсутствие возможностей в жизни (то есть хороших жизненных шансов) может рассматривается как пример социальной детерминанты творчества.
При этом нужно также учитывать, что, даже если человек обладает творческими способностями и ему предоставлено множество возможностей для их развития, он/она могут не сделать этого из-за отсутствия других качеств, таких как мотивация и/или устойчивость/стремление реализовать свой творческий потенциал. В социальных науках устойчивость понимается как «процесс изгиба и восстановления для преодоления невзгод» (Хантер 2001, стр. 172).
То, что существует связь между устойчивостью и креативностью, обсуждается в работе Metzl and Morrell (2008). Прабху и др. (2008) также подтверждают идею о том, что такие черты личности, как настойчивость, открытость к новому опыту и самоэффективность, вероятно, действительно играют роль, когда речь идет о таких результатах, как творчество.
Амабиле (1983) указал, что люди могут иметь определенные черты и способности, благоприятствующие творчеству, но приведут ли они на самом деле к достижению творческих результатов, зависит от внутренней мотивации человека. Кроме того, при определенных обстоятельствах было обнаружено, что внешняя мотивация оказывает положительное влияние на креативность. В самом деле, если бы не драйв и мотивация, Томас Алва Эдисон, вероятно, никогда бы не изобрел такие устройства, как фонограф, кинокамера и электрическая лампочка; Мария Кюри никогда бы не стала первопроходцем в области радиоактивности; Карл Маркс не написал бы «Коммунистический манифест»; братья Райт не изобрели бы, не построили и не управляли первым в мире успешным самолетом; и так далее. Это были, несомненно, высокотворческие люди, но, оказывается, одного творчества недостаточно. Креативные идеи с большей вероятностью будут реализованы, если другие черты/ характеристики, такие как инициативность, высоки (Frese and Fay, 2001; Rank et al., 2004).
Почему креативность важна? Кто-то может возразить, что креативность помогает понять и, в конечном итоге, разработать новые продукты, которые могут принести пользу обществу. Баррон (1985, стр. 167) указывает, что «такие продукты могут быть весьма разнообразными: механические изобретения; новые химические процессы; новые решения или новые постановки задач по математике и естественным наукам; в сочинение музыкального произведения или стихотворения, рассказа или романа; создание новых форм в живописи, скульптуре, фотографии; формирование новой религии или философской системы; нововведение в законе, общее изменение нравов, новый способ осмысления и решения социальных проблем; новые медицинские агенты и методы; даже новые способы убеждения и контроля над умами других».
Однако творческий подход может иметь свои недостатки. Только недавно исследования начали рассматривать взаимосвязь между расстройствами личности и креативностью. Согласно Furnham (2015), например, существует обширная литература о взаимосвязи между творчеством и психическими заболеваниями. Например, ряд творческих гениев в области искусства страдали различными формами психических заболеваний. Например, было показано, что шизофрения, биполярное расстройство и гипомания связаны с творчеством, как и шизотипическое расстройство личности, истерические и нарциссические расстройства личности плюс агрессивное расстройство личности, и это лишь некоторые из них (Furnham 2015).
Заключение
Как социальная конструкция «творчество» — динамичный и изменчивый термин. В результате постоянно возникают и возникают новые темы относительно того, что такое творчество и как о нем можно думать. Баррон (1985), например, отмечает, что появляется все больше исследовательских статей, посвященных женскому творчеству. Также все большее внимание уделяется творчеству на протяжении всей жизни с упором на его продолжение в позднем возрасте. Кроме того, существует потенциал для дальнейшего развития существующих и новых дисциплин, таких как социальная психология творчества. В этом примере можно рассмотреть влияние социального климата и других условий, способствующих и/или препятствующих творчеству, в таких местах, как рабочее место, дом, классная комната и сама культура, в которой живет человек (Barron, 1985) . Это означает, что когда дело доходит до толкования и применения таких понятий, как творчество, мы, как члены данного общества, ограничены только нашим собственным воображением и решимостью сделать это.
Перекрестные ссылки
Эксцентричность
Воображение
Интеллект
Интуиция
Нейронаука личности и индивидуальных различия
Решение проблем
Навыки
Социальный интеллект
Ссылки
Amabile, T. M. (1983). The social psychology of creativity. New York: Springer.
Barron, F. (1985). Creativity. In A. Kuper & J. Kuper (Eds.), The social science encyclopedia. London/New York: Routledge Publishers.
Boole, G. (1854). An investigation of the laws of thought. London: Walton and Maberly Publishers.
Caramlau, I., & Goodwin, R. (2008). Values and sexual practices: Inter and intra-cultural variations in Romania and the UK. In R. Pierce & R. Schwartz (Eds.), Chapter XI of: New perspectives on knowledge, attitudes and practices in health (p. 247). New York: Nova Biomedical Books.
Csikszentmihalyi, M. (1996). Creativity: Flow and the psychology of discovery and invention. New York: HarperCollins.
Dietrich, A. (2015). How creativity happens in the brain. Basingstoke: Palgrave MacMillan Publishers.
Feist, G. J. (1998). A meta-analysis of personality in scientific and artistic creativity. Personality and Social Psychology Review, 2(4), 290–309.
Frese, M., & Fay, D. (2001). Personal initiative: An active performance concept for work in the 21st century. In B. M. Staw & R. M. Sutton (Eds.), Research in organizational behavior. Amsterdam: Elsevier Science.
Furnham, A. (2015). The bright and dark side correlates of creativity: Demographic, ability, personality traits and personality disorders associated with divergent thinking. Creativity Research Journal, 27(1), 39–46.
Galton, F. (1883). Inquiries into human facilities and its development. London: Macmillan.
Guilford, J. P. (1957). Creative abilities in the arts. Psychological Review, 64, 110–118. https://doi.org/10.1037/ h0048280.
Hennessey, B. A., & Amabile, T. M. (2010). Creativity. Annual Review of Psychology, 61, 569–598. https://doi. org/10.1146/annurev.psych.093008.100416.
Hunter, A. J. (2001). A cross-cultural comparison of resilience in adolescents. Journal of Pediatric Nursing, 16, 172–179.