Логотип Alpha
Чувство; Догадка; Инсайт; Инстинкт

Интуиция

Определение

Интуиция — это стратегия использования знаний, характеризующаяся отсутствием трудоемких рассуждений, с помощью которых осуществляется доступ или генерируются знания, часто с большой скоростью. 

Полагаясь на интуицию, люди мало осознают происхождение или основу своих мыслей и чувств и не могут указать на конкретный процесс, который их породил. 

Интуиция обычно представляет собой целостное восприятие множества сигналов, что равнозначно готовой способности распознавать закономерности. Таким образом, интуицию можно определить как способность постигать факты непосредственно и без сознательного рассуждения. Люди переживают интуицию как прямое восприятие фактов без усилий.

Введение

Современные исследования интуиции начались (например, Карл Г. Юнг, 1926 г.) с работы над психологическими типами, в соответствии с которыми люди различаются по степени, в которой они полагались на «бессознательное восприятие», на привычную зависимость от информации, полученной без размышлений и с меньшим усилием мышления. 

Эта концепция отражена в построении популярного индикатора типа Майерс-Бриггс, который остается часто используемым показателем типа личности, особенно в организационном контексте. В более поздних работах интуиция понимается как стиль мышления или способ мышления, который играет заметную роль в современных теориях суждения, принятия решений и социального познания.

Психологические взгляды на интуицию

Современные теории «двойного процесса» сопоставляют интуитивное мышление, характеризующееся низким уровнем рефлексии, с рациональным мышлением, характеризующимся применением рассуждений, основанных на правилах (например, Канеман, 2011). 

Критическое предположение таких моделей состоит в том, что люди по-разному используют более рациональные или более интуитивные способы мышления в зависимости от их мотивации или возможностей ситуации. 

В той мере, в какой проблема или объект имеет ограниченное отношение к чьим-либо целям, люди могут вкладывать мало ресурсов внимания и основывать суждения и решения на том, что легко и быстро приходит на ум, и использовать когнитивные сокращения в рассуждениях. 

Однако в той мере, в какой проблема, объект или вопрос имеют отношение к целям или ожидаемым результатам, люди, как правило, уделяют пристальное внимание и представляют имеющиеся доказательства для тщательного изучения, прежде чем прийти к суждению или решению.

Психологические исследования часто изображали интуицию как способ мышления, не требующий усилий, который делает людей восприимчивыми к ошибкам, которых можно было бы избежать с помощью рационального мышления. 

В соответствии с этим понятием существует ряд исследований, демонстрирующих, что опора на интуитивное мышление связано с неудачами в задачах, требующих математического и логического мышления или активного рекомбинации различных частей знаний (Myers 2004). 

Таким образом, интуиция часто ассоциировалась со спонтанными, часто основанными на аффектах реакциями сомнительной достоверности.

Однако интуиция или мышление с минимальными усилиями могут быть очень адаптивными, поскольку интуиция может отражать эффективное применение существенных знаний.

Эксперты в значительной степени и успешно полагаются на интуицию (Phillips et al., 2004). В ходе длительного процесса обучения повторяющееся воздействие позволяет людям связывать повторяющиеся модели с соответствующими реакциями. 

Это позволяет экспертам развить интуитивное «чувство» своей области таким образом, что им может потребоваться лишь минимум сознательного размышления и напряженных рассуждений, чтобы прийти к обоснованным выводам. В то же время эксперты часто могут обладать знаниями и самосознанием , чтобы определить, когда они могут или не могут полагаться на свою собственную интуицию.

Десятилетия исследований человеческого восприятия показали, что суждения о личности, основанные на очень коротком контакте с другими (так называемые тонкие срезы), приводят к предсказаниям, которые так же точны или даже превосходят прогнозы, основанные на обширных наблюдениях (см. Myers 2004, обзор ), хотя эта точность определяется конкретным личностным аспектом, о котором следует судить (Carney et al., 2007). 

Хотя мало кто сомневается в том, что первое впечатление может быть ошибочным, оно часто бывает убедительным благодаря своей предсказательной силе, особенно в отношении собственных оценок и предпочтений. 

Вдумчивая проработка личного выбора может уменьшить оценку и удовлетворение результатов решения (Wilson 2004). Интуитивный выбор, осуществляемый как выбор без необходимости предоставления обоснования, обычно приводит к большей удовлетворенности результатами.

Комплексное исследование установило интерактивную связь между аффектом и интуицией. Люди с большей вероятностью полагаются на интуитивный способ мышления, когда испытывают положительный аффект.

Точно так же индивидуальные различия в склонности полагаться на интуитивный способ мышления с большей вероятностью проявляются, когда люди находятся в положительном эмоциональном состоянии (Hicks et al., 2010). 

В свою очередь, опора на интуицию, по-видимому, способствует положительному влиянию.

Например, когда «беглость обработки» высока, то есть когда люди чувствуют себя способными думать о чем-то быстро и эффективно, следствием часто является положительный аффект (Topolinski 2011).

Темой постоянного интереса было взаимодействие между интуицией и творчеством. Что касается личности, есть много свидетельств того, что высокотворческие люди полагаются на интуитивный способ мышления ( Wolfradt and Pretz , 2001). 

Опора на интуицию, по-видимому, в равной степени связана с более высокой открытостью опыту, что, по-видимому, побуждает людей полагаться на свои реакции, основанные на интуиции, даже если они новы и необычны или не соответствуют социальным нормам. 

Однако, поскольку интуиция отражает способ мышления, доступный для всех людей, ее доверие зависит от контекстуальных факторов.

Особенно в бизнес-организациях создание среды, поощряющей опору на интуицию, может способствовать творческому производству и инновациям (например, Hodgkinson et al., 2009).

Ярким примером теории интуиции является когнитивно-эмпирическая теория Я (CEST) Сеймура Эпштейна (2014), но см. также Phillips et al. 2004; Topolinski 2011). 

Согласно этой теории двойного процесса, предсознательная интуитивно-эмпирическая система связана с адаптацией, автоматизмом, эффективностью, скоростью и аффектом. Система пересматривается посредством подкрепления и ассоциативного обучения, что означает, что она чувствительна к повторяющимся сочетаниям стимулов, которые быстро усваиваются и распознаются. 

Проще говоря, интуитивно-эмпирическая система изучает непредвиденные обстоятельства между стимулами в окружающей среде человека.

Когда эти случайности между стимулами меняются, они в конечном итоге приобретаются интуитивно-эмпирической системой. Однако это подразумевает разучивание существующих паттернов, и система может быть очень инертной при успешных изменениях при воздействии новых непредвиденных обстоятельств.

Интуитивно-эмпирическая система также в значительной степени опирается на опыт аффекта, который может повлиять на суждения, основанные на этой системе.
Напротив, аналитическо-рациональная система связана с сознательным, преднамеренным и рациональным мышлением. Хотя он действует медленно, он ориентирован на рациональность в смысле создания связных рассуждений, с мыслями, связанными друг с другом и с наблюдаемой реальностью систематическим и логическим образом.

Согласно CEST, интуитивная эмпирическая система работает независимо от рациональной системы, но обе работают в сочетании с непосредственным поведением. Люди могут демонстрировать предпочтение процессов рационального или эмпирического восприятия. 

Это индивидуальное различие часто оценивается с помощью рационально-эмпирического опросника (REI), подшкалы которого оценивают потребность в познании (NFC), отражая предпочтение рационального мышления и веру в интуицию (FI).

FI — это часто используемый инструмент для измерения склонности полагаться на интуитивный способ мышления (например, Wolfradt and Pretz , 2001).

Заключение

Современные исследования вдохновлены иногда конкурирующими взглядами на интуицию. Хотя существуют индивидуальные различия в отношении к интуиции, как способу мышления она используется всеми людьми. 

В то же время доверие к интуиции очень сильно зависит от уровня знаний и опыта в конкретной области. Вообще говоря, люди любой крайности склонны полагаться на интуицию. 

Те, у кого недостаточно знаний, полагаются на интуитивные ассоциации и чувства, потому что им может не хватать потенциально сложных когнитивных операций для понимания конкретного вопроса или проблемы. 

И наоборот, люди с большим объемом знаний особенно склонны полагаться на интуицию, потому что они слишком усвоили необходимые когнитивные операции и потому что их спонтанные ассоциации являются точным отражением повторяющихся непредвиденных обстоятельств в их среде. Однако то, дает ли интуиция благоприятные результаты, зависит от различных аспектов ситуации и поставленной задачи.

Перекрестные ссылки

Когнитивно-эмпирическая теория Я
Креативность
Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI)
Потребность в познании
Восприятие человека и точность
Позитивный аффект
Психологические типы (Юнг)
Самопознание 

Рекомендации

Carney, D. R., Colvin, C. R., & Hall, J. A. (2007). A thin slice perspective on the accuracy of first impressions. Journal of Research in Personality, 41(5), 1054–1072.

Epstein, S. (2014). Cognitive-experiential theory: An integrative theory of personality. Oxford: Oxford University Press. 

Hicks, J. A., Cicero, D. C., Trent, J., Burton, C. M., & King, L. A. (2010). Positive affect, intuition, and feelings of meaning. Journal of Personality and Social Psychology, 98(6), 967–979.

Hodgkinson, G. P., Sadler-Smith, E., Burke, L. A., Claxton, G., & Sparrow, P. R. (2009). Intuition in organizations: Implications for strategic management. Long Range Planning, 42(3), 277–297.

Jung, C. G. (1926). Psychological types. London: Routledge and Kegan Paul.

Kahneman, D. (2011). Thinking, fast and slow. New York: Farrar, Straus and Giroux.

Myers, D. G. (2004). Intuition: Its powers and perils. New Haven: Yale University Press.

Phillips, J. K., Klein, G., & Sieck, W. R. (2004). Expertise in judgment and decision making: A case for training intuitive decision skills. In D. J. Koehler & N. Harvey (Eds.), Blackwell handbook of judgment and decision making (pp. 297–315). Malden: Blackwell.

Topolinski, S. (2011). A process model of intuition. European Review of Social Psychology, 22(1), 274–315.

Wilson, T. D. (2004). Strangers to ourselves. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Wolfradt, U., & Pretz, J. E. (2001). Individual differences in creativity: Personality, story writing, and hobbies. European Journal of Personality, 15(4), 297–310.

Смортите также:

Инсайт

Инсайт

2023-07-17

Логотип Alpha